Обзор интернет-прессы - 2023 |
|
Ракету "Союз-5" запустят в 2024 году 30.01.2023 Гендиректор РКЦ "Прогресс" Баранов: первый запуск ракеты "Союз-5" наметили на 2024 год Первый запуск перспективной среднетяжелой ракеты "Союз-5" наметили на 2024 год. Об этом сообщил генеральный директор Ракетно-космического центра (РКЦ) "Прогресс" Дмитрий Баранов, пишет ТАСС. "На сегодня [запуск] планируется в 2024 году", - сказал он, отвечая на соответствующий вопрос. Также Баранов добавил, что в планах до конца года собрать баки первой летной машины. По его словам, во втором-третьем квартале придут все составные части ракеты. "Это все двигатели, системы управлений, системы телеизмерений. И мы к концу года должны начать сборку первой летной машины", - отметил гендиректор центра. В декабре госкорпорация "Роскосмос" сообщила, что бак окислителя стендового блока первой ступени "Союза-5" отправили в Центральный научно-исследовательский институт машиностроения (ЦНИИмаш) на испытания. Источник: *** 15.02.2023 США лишились перспективных плавучих космодромов Два с половиной года назад SpaceX приобрела пару полупогружных нефтяных буровых платформ, чтобы превратить их в плавучие космодромы - первые подобные сооружения, созданные и эксплуатируемые в Соединенных Штатах. Но не срослось: компания Илона Маска снова поменяла планы и от морских стартовых площадок временно отказывается. Буровые уже проданы неназванному владельцу, который, судя по всему, отправит их на металлолом. Как сообщил портал SpaceNews, информацию о будущем плавучих космодромов частично узнали фанаты компании, следящие за ее деятельностью, и частично данные предоставила вице-президент SpaceX Гвин Шотвелл (Gwynne Shotwell). Обе полупогружные платформы проданы, дальнейшая их судьба пока не известна. Официальная причина, по которой компания избавилась от массивного оборудования, - использовать их в качестве космодромов не получится. По крайней мере, в том виде, в каком инженеры SpaceX это себе представляют. Сейчас, как отметила вице-президент, важно сфокусироваться на том, чтобы Starship, для которого и планировались плавучие космодромы, начал летать с имеющихся площадок. Пользователи интернет-форума NASASpaceFlight обнаружили в открытой документации порта Паскагула (штат Миссисипи) упоминание сроков пребывания обеих платформ. Одна должна отбыть 20 февраля, вторая - 12 марта. Предположительно, их пустят на металлолом, но перспективы для каждой могут различаться - за транспортировку отвечают разные компании. Напомним, в июле 2020 года SpaceX (точнее, ее "дочка" Lone Star Mineral Development LLC) купила две полупогружные нефтяные буровые платформы ENSCO 8500 и 8501 у близкой к банкротству сервисной компании Valaris plc. В честь естественных спутников Марса их назвали "Фобос" и "Деймос", а к началу 2021 года отбуксировали в порты Галвестон и Браунсвилл соответственно. Затем стартовали работы по снятию бурового оборудования и всех ненужных плавучему космодрому конструкций с палубы. Первоначально планировалось, что либо "Фобос", либо "Деймос" сможет частично функционировать в качестве космодрома уже к концу 2021-го. Этого не произошло, судя по всему, на фоне различных инженерных и бюрократических сложностей с испытаниями корабля Starship. В феврале 2022-го Маск говорил, что в течение года на одну из платформ установят башню обслуживания, аналогичную той, что строилась на площадке SpaceX в Бока-Чика, Техас. Тем не менее, и этого не случилось. По словам Шотвелл, от идеи запускать Starship с морских космодромов компания не отказывается. Стартовых площадок для этой многоразовой космической системы в перспективе потребуется так много, что существующих наземных просто не хватит. Но когда SpaceX займется их созданием - не уточняется. Насколько можно судить, в процессе разработки Starship и стартовой инфраструктуры для него концепция частично поменялись, и возможностей полупогружных буровых платформ ENSCO 8500 и 8501 просто не хватит. Нельзя сказать, что SpaceX совсем ничего не получила от этой сделки. Как минимум буровые лебедки от платформ компания "пристроила" на башни обслуживания Starship в Бока-Чика и Космическом центре имени Кеннеди. Такое оборудование, даже бывшее в употреблении, стоит много сотен тысяч долларов. Что еще из инвентаря буровых вышек находчивые инженеры компании приспособили под свои задачи - сторонние наблюдатели пока не заметили. Василий Парфенов Источник: *** 14.04.2023 Boeing снимает с
украинских компаний $200 млн
обязательств МОСКВА. 14 апреля. Интерфакс. Boeing снял с украинских компаний финансовые обязательства по проекту "Морской старт", заявил премьер-министр Украины Денис Шмыгаль. "Компания Boeing объявила на встрече с американским бизнесом, что освобождает украинские компании от обязательств в размере $200 млн по проекту "Морской старт". Мы ценим важное решение и поддержку Украины", - цитируют украинские СМИ слова Шмыгаля в социальной сети. По его словам, Украина рассчитывает на дальнейшее сотрудничество и инвестиции со стороны Boeing. Источник: *** 21.05.2023 Морской фальстарт Громкое дело о предполагаемом хищении 9 млрд рублей, выделенных на освоение космоса, не прошло надзорную проверку Как стало известно "Ъ", Генпрокуратура отказалась утверждать обвинительное заключение по резонансному уголовному делу о махинациях при покупке платформы "Морской старт". Материалы расследования, которое длится уже девять лет, возвращены в СКР. Единственный фигурант дела - многолетний руководитель РКК "Энергия" Виталий Лопота, которому инкриминируется причинение ущерба в 9 млрд руб., вину не признает. А его защита полагает, что продажа платформы компенсировала возможный ущерб. По данным "Ъ", первый заместитель генерального прокурора Анатолий Разинкин, курирующий предварительное следствие, не утвердил обвинительное заключение по уголовному делу, связанному с покупкой в 2010 году акций платформы "Морской старт". Информацию об этом "Ъ" подтвердил адвокат Вахтанг Федоров, представляющий интересы единственного фигуранта расследования - бывшего руководителя РКК "Энергия" Виталия Лопоты. Защитник при этом не уточнил, какие именно недочеты следствия повлияли на решение надзора. Как ранее сообщал "Ъ", расследованием махинаций при покупке "Морского старта" Главное следственное управление Следственного комитета России (ГСУ СКР) занимается с апреля 2014 года. В его основу легли оперативные данные ФСБ, а также выводы проверки финансовой деятельности РКК "Энергия", проведенной межведомственной рабочей группой "Роскосмоса". Сейчас в материалах дела 200 томов, в которых ущерб вырос с первоначальных 41 млн руб. до 9 млрд руб. Действия Виталия Лопоты, уже несколько лет находящегося под подпиской о невыезде, квалифицированы ГСУ СКР как злоупотребление полномочиями, повлекшее тяжкие последствия (ч. 2 ст. 201 УК). РКК "Энергия", признанная потерпевшей стороной, заявила к бывшему руководителю иск на всю сумму предполагаемого ущерба. Претензии следствия касаются механизма финансирования "Морского старта", включая покупку в 2010 году его акций и расчет с кредиторами. По версии ГСУ СКР, все эти операции проводились за счет средств, не предназначенных для подобных целей, и без согласования соответствующих расходов. Так, из материалов дела следует, что помимо самой ракетно-космической корпорации ее дочернее предприятие - Завод экспериментального машиностроения в период с 2010 по 2012 год по письменному указанию Виталия Лопоты выделило более 5,5 млрд руб. льготных кредитов структурам "Морского старта" Sea Launch AG, а также ООО "Энергия Оверсис" и ООО "Энергия Лоджистикс". Причем для финансирования предприятие само кредитовалось за 10–15 % годовых, а деньги перечисляло уже по ставке, которая была в несколько раз меньше банковской. Напомним, что амбициозный проект по созданию платформы морского базирования для космических пусков с участием РКК "Энергия", американского Boeing Commercial Space Company, норвежской Kvaerner (ныне Aker Solutions) и украинского КБ "Южное" был начат еще в 1995 году. Изначально предполагалось, что платформа будет находиться в районе экватора и использоваться для запусков коммерческих спутников с помощью одноразовых российско-украинских ракет-носителей "Зенит-3SL". В теории это позволяло снизить себестоимость пусков, однако расчеты не оправдались. К 2009 году у оператора проекта, компании Sea Launch, долг достиг $2,6 млрд, и она подала заявление о банкротстве. Год спустя РКК "Энергия" купила 95 % акций оператора "Морского старта" через свою "дочку" Energia Overseas Ltd. Оставшиеся акции распределились между Boeing (3 %) и Aker (2 %). Использование платформы возобновилось, но проект становился рентабельным от шести пусков в год, тогда как реально их удавалось совершить не более двух. В 2014 году, когда днепропетровский "Южмаш" под давлением украинских властей перестал поставлять ракеты, запуски с платформы полностью прекратились. Вскоре проект был законсервирован, а сама платформа доставлена в Россию ее новому владельцу - подразделению S7. Ни одного запуска за последние девять лет с платформы не произведено, и перспективы проекта неизвестны. После возврата материалов дела в ГСУ СКР возобновили расследование, однако, как отметил адвокат Федоров, "следственные действия практически не ведутся". Так, по словам защитника, несмотря на неоднократные просьбы его доверителя, с его участием не были проведены ни допросы, ни очные ставки. Видимо, аресты счетов моего доверителя, о чем нас информирует следствие,- это единственное, чем оно сейчас занято",- предположил защитник. При этом он настаивает на отсутствии ущерба от действий Виталия Лопоты, отмечая, что сумма, полученная РКК "Энергия" при продаже "Морского старта" новому владельцу, перекрывает возможные убытки, вменяемые его клиенту. Владислав Трифонов Источник: *** 24.05.2023 Состоялся первый пуск суборбитальной ракеты с морского космодрома США Создатели уверены, что космодром в море - решение многих проблем. Компания Spaceport (США) провела 23 мая несколько демонстрационных запусков суборбитальных ракет со специального корабля в Мексиканском заливе, пишет Space.com. Ее цель - снизить нагрузку на космодромы и быстрее выводить спутники в космос. "Эта демонстрация позволила извлечь многочисленные уроки, которые будут включены в наш следующий проект: строительство морского космодрома, способного выполнять орбитальные операции", - заявил генеральный директор и основатель компании Том Маротта. Ракеты высотой 6 м были предоставлены Evolution Space, калифорнийским поставщиком твердотопливных двигателей. Оба стартапа утверждают, что запуск с моря будет иметь "меньшее воздействие на окружающую среду", чем полеты с наземных стартовых площадок. Например, экологические организации недавно подали в суд на SpaceX после старта Starship, обвиняя космический гигант в нанесении ущерба окружающей среде. По словам Маротты, все предложения о строительстве новых наземных космодромов в США были "отложены или навсегда заблокированы оппозицией из местного сообщества". При этом Китай запустил ракету-носитель в космос с плавучей платформы еще в 2019 году. Это была твердотопливная ракета "Чанчжэн-11". Судно для запуска с моря базировалось в порту Хайян в восточной прибрежной провинции Шаньдун. Сейчас Китай строит новый морской космодром. Много лет разрабатывался похожий российский проект "Морской старт", который сейчас заморожен на неопределенное время. Источник: *** 23.06.2023 Предприятие
Роскосмоса произвело первый
летный двигатель РД-171МВ В июне 2023 года в Научно-производственном объединении Энергомаш (входит в Госкорпорацию "Роскосмос") завершилось изготовление жидкостного ракетного двигателя РД-171МВ для первых летных испытаний новой ракеты-носителя "Союз-5". В этом году планируется закончить сборку РД-171МВ для второй летной ракеты "Союз-5" и произвести двигатель для третьей летной ракеты. Договор по программе создания двигателя РД-171МВ был подписан 22 февраля 2019 года, однако работы были опережающе развернуты еще летом 2017 года. За это время были выпущены и согласованы конструкторская (включая электронную) и техническая документации, подготовлено производство к изготовлению РД-171МВ, проведена автономная отработка агрегатов, деталей и сборочных единиц двигателя, произведены и поставлены в Ракетно-космический центр "Прогресс" (входит в Роскосмос) макет для динамических испытаний и двигатель для холодных и огневых стендовых испытаний первой ступени ракеты "Союз-5". Также в НПО Энергомаш были изготовлены, успешно прошли все испытания и были продефектованы два РД-171МВ, предназначенные для проведения доводочных и завершающих доводочных испытаний. К настоящему времени успешно проведено более двух десятков огневых испытаний двигателя РД-171МВ. Следующими этапами программы станут межведомственные испытания РД-171МВ и серийная поставка двигателей для ракет "Союз-5". Перспективная двухступенчатая ракета-носитель среднего класса "Союз-5" разрабатывается с целью обеспечения запусков автоматических космических аппаратов на различные околоземные орбиты, в том числе с использованием разгонных блоков. Источник: *** 05.09.2023 Китай запустил четыре спутника с моря 5 сентября Китай успешно запустил ракету-носитель Ceres-1 с морской платформы в Желтом море. Она стартовала из акватории возле прибрежного города Хайян провинции Шаньдун. Ракета вывела на орбиту четыре коммерческих спутника, отвечающих за интернет вещей. Миссию выполнял космодром города Тайюань провинции Шаньси. Морской запуск обладает большей гибкостью, адаптируемостью и экономичностью. Кроме того, расположение площадок запуска может гарантировать, что отработанные ступени ракеты будут падать в море, а не рядом с населенными пунктами. Ceres-1 - одноразовая четырехступенчатая ракета-носитель легкого класса китайской компании Galactic Energy. Для ракет серии Ceres-1 полет стал девятым по счету. Вариант носителя для морского старта получил обозначение Ceres-1H (GSX-1H) от Haishe Xing - "морской старт". Запуск происходит впервые для частной компании в Китае. Ранее только государственная Китайская аэрокосмическая научно-техническая корпорация производила запуски с моря. Источники: *** 10.11.2023 "Морской старт" доплыл до окончательных обвинений Экс-главе РКК "Энергия" инкриминируют ущерб более чем на 4 млрд рублей Как стало известно "Ъ", СКР уже третий раз предъявил окончательное обвинение бывшему руководителю ракетно-космической корпорации (РКК) "Энергия" Виталию Лопоте - прежнюю версию следствия не утвердила Генпрокуратура. Господину Лопоте инкриминируется незаконное направление средств его корпорации на погашение долгов участников проекта "Морской старт", покупку акций его участников и другие цели. Размер ущерба в новом варианте обвинения снизился с 9 млрд до 4,2 млрд руб., зато в материалах расследования, которое длится с 2014 года, помимо господина Лопоты появились имена еще трех фигурантов, включая двух бывших вице-президентов "Энергии". Новый вариант обвинения в окончательной редакции, по данным источников "Ъ", Виталию Лопоте был предъявлен несколько дней назад. Для участия в этой процедуре бывший руководитель РКК "Энергия" был вызван в здание СКР, где господина Лопоту еще раз допросили в качестве обвиняемого. Эта процедура была проведена уже третий раз почти за десять лет, что длилось расследование; Виталий Лопота вину не признает. Как ранее рассказывал "Ъ", несколько месяцев назад Генпрокуратура отказалась утверждать прежнюю версию обвинительного заключения, вернув материалы дела в СКР. По данным "Ъ", новое обвинение во многом совпадает с прежним, но есть и существенные изменения. Речь в материалах дела идет о периоде с 12 апреля 2010 по 6 декабря 2013 года. Виталию Лопоте, как и прежде, инкриминируется злоупотребление полномочиями, повлекшее тяжкие последствия (ч. 2 ст. 201 УК РФ). Однако теперь в деле он не единственный фигурант. Помимо него речь идет о бывших первом вице-президенте РКК "Энергия" Александре Стрекалове, вице-президенте по финансово-экономической и правовой деятельности корпорации Александре Пызине и заместителе генерального директора Завода экспериментального машиностроения (ЗЭМ) Александре Литвинове. Согласно новому варианту обвинения, совместно с ними основной фигурант, "руководствуясь корыстной заинтересованностью, с целью получения выгоды и преимуществ для себя, а также из личного карьеризма" и совершал заведомо невыгодные для руководимой им корпорации, а также ЗЭМ действия. По версии следствия, вместо того чтобы обеспечивать эффективное функционирование единого хозяйственно-технологического комплекса по разработке и производству ракетно-космической техники, а также укрепление его финансового положения, господин Лопота распорядился заключить договоры финансирования "заведомо убыточного проекта" "Морской старт". Все заключенные соглашения, которые фигурируют в материалах расследования, следствие считает экономически нецелесообразными, а ущерб от реализации договоров оценивается в 4,23 млрд руб. При этом финансовые потери ЗЭМ, по новым подсчетам следствия, превысили 2,5 млрд руб. В прежней версии обвинения говорилось об общем ущербе в 9 млрд руб. Напомним, что проект по созданию морской платформы для космических запусков был создан в 1995 году, его акционерами стали РКК "Энергия", американская Boeing Commercial Space Company, норвежская компания Kvaerner (ныне Aker Solutions), а также украинские конструкторское бюро "Южное" и производственное объединение "Южмаш". Первоначальные расчеты проекта строились на получении прибыли за счет резкого снижения себестоимости коммерческих запусков, в том числе за счет использования недорогих российско-украинских ракет "Зенит-3SL". Для запусков была задействована переделанная норвежцами нефтяная платформа, размещенная неподалеку от экватора. Однако расчеты не оправдались, к 2009 году долг оператора проекта - компании Sea Launch достиг $2,6 млрд, и она подала заявление о банкротстве. Но уже год спустя РКК "Энергия" купила 95 % акций компании через свою "дочку" Energia Overseas Ltd. Оставшиеся акции распределились между Boeing (3 %) и Aker (2 %). Пуски возобновились, хотя проект продолжал быть убыточным. А когда в 2014 году днепропетровский "Южмаш" перестал поставлять ракеты, пуски прекратились. Вскоре проект был законсервирован, а сама платформа доставлена в Россию ее новым владельцем - подразделением S7. Адвокат Вахтанг Федоров, представляющий интересы бывшего президента РКК "Энергия" Лопоты, сообщил "Ъ", что он "настаивает на невиновности" своего клиента и отсутствии в его действиях преступных намерений. То, что следствие считает "неким разработанным преступным планом", по мнению адвоката, на самом деле было попыткой сохранения контроля над "Морским стартом" и предотвращения рисков банкротства самой РКК "Энергия". "Как показало время, план полностью сработал, банкротства не случилось, и контроль над проектом был сохранен,- отметил господин Федоров.- А более 10,5 млрд руб., вырученных при продаже платформы морского базирования в 2017 году, перекрыли все понесенные ранее расходы и издержки. Однако следствие упорствует в своей обвинительной позиции и по-прежнему отказывается признавать отсутствие преступного умысла у Виталия Лопоты". Владислав Трифонов Источник: *** 25.12.2023 Space Perspective представила прототип капсулы для космических туристов Идея доставки туристов к границам космоса на воздушном шаре по-прежнему остается нереализованной. Три года назад базирующаяся во Флориде компания Space Perspective объявила о намерении наладить таким способом шестичасовые полеты групп из восьми пассажиров (плюс пилот) на высоту 30,5 км, откуда открывается совсем иная панорама Земли и космоса. В этом месяце компания подтвердила серьезность своих намерений и представила тестовую версию космической капсулы. К услугам космических туристов - герметичная капсула Spaceship Neptune, прикрепленная к заполненному водородом гигантскому воздушному шару размером с футбольный стадион. График полета рассчитан на шесть часов - два из них уйдут на набор высоты, два часа - на осмотр космических достопримечательностей и два часа - на спуск за счет постепенного стравливания газа. Внутри капсулы будет создан максимальный комфорт для путешественников - мягкие кресла, бар с напитками, туалет под палубой, система связи с Wi-Fi, предоставляющая возможность прямой трансляции и панорамные окна с круговым обзором. Билет в ближний космос обойдется в $125000, и их продажа уже началась. Опытный прототип Spaceship Neptune пока лишен всей этой роскоши, поскольку ему предстоят многочисленные испытательные полеты. В соответствии с планом испытаний, самый первый пройдет в беспилотном режиме, затем, уже в следующем году, последует серия полетов с экипажем. Шар с капсулой (это будет морской старт) стартует с корабля Marine Spaceport Voyager. Он же и подберет его после приводнения. Александр Агеев Источник: |
***
Главная | О сайте | English | E-mail | Карта