Обзор интернет-прессы - 2021 |
|
20.01.2021 С прицелом на Марс: зачем Маск купил две нефтяные вышки Компания Илона Маска SpaceX приобрела две нефтяные платформы и уже начала их переоборудование для использования в качестве плавучих космодромов. Планируется, что оба космодрома, которым уже дали названия в честь спутников Марса – Фобос и Деймос – будут служить стартовыми площадками для новых ракет-носителей Starship. В SpaceX уже давно намекали на то, что в будущем планируют использовать плавучие старты для запусков и посадок ракетной системы Starship, пишет издание Nasaspaceflight.com. Это связано с мощной взрывной волной и шумовым воздействием, которое будет создавать сверхтяжелая ракета вблизи густонаселенных районов. Объявления о найме на работу, которые ранее разместила SpaceX, указывают на то, что переоборудование платформ уже начато в городе Браунсвилл, штат Техас, рядом с деревней Бока-Чика, где проектируются и испытываются прототипы кораблей Starship. Среди требуемых позиций – крановщики, электрики, инженеры для работы в открытом море, а задачей прямо называется "проектирование и строительство морского космического старта". "Я исследовал местность вокруг порта Браунсвилл, ожидая испытания Starship, и обнаружил нефтяную платформу, которая называется "Деймос" в честь одного из спутников Марса", - написал в Twitter фотограф Джек Бейер, разместив фотографии вышки. Судя по прошлым фотографиям платформы, ранее она называлась ENSCO 8500 и принадлежала нефтяной компании Ensco Rowan PLC. Затем, в 2019 году она стала собственностью компании Valaris, крупнейшего в мире оператора морских нефтяных платформ, была переименована в Valaris 8500 и вместе с вышкой Valaris 8501 была продана в августе 2020 года после банкротства этой фирмы. По данным СМИ, каждая обошлась связанной со SpaceX компании Lone Star Mineral Development LLC в $3.5 млн. Ранее обе платформы использовались для бурения на глубину до 3 километров. В июне 2020 года Маск написал у себя в Twitter: "SpaceX строит плавающие космопорты сверхтяжелого класса для марсианских, лунных и сверхзвуковых путешествий вокруг Земли". Идею использования морских космопортов Маск обозначил еще в 2017 году, рассказав о своих планах сверхзвуковых перелетов вокруг Земли на кораблях Starship. Отправка грузов и пассажиров в суборбитальные полеты вокруг Земли требует вывода стартовых комплексов подальше от населенных пунктов из-за шума, создаваемого двигателями ракеты. Впрочем, основная цель создания кораблей Starship – будущие полеты на Марс, что потребует операции по дозаправке на орбите Земли при помощи специальных заправщиков. Полеты к Луне потребуют как минимум одну такую дозаправку, к Марсу – несколько. Кроме того, ограниченность временных "окон" для запуска к Марсу потребует множественных пусков в течение короткого времени в будущем. Все эти факторы усложнят запуски ракет с имеющихся двух наземных стартов в Бока-Чика, и два морских старта позволят разнести запуски территориально. Эксперты считают, что использование морских платформ начнется после первых успешных космических пусков кораблей Starship на сверхтяжелой ракете Super Heavy. Ожидается, что это может произойти уже в конце текущего года. Приобретенные платформы - не первые элементы морской инфраструктуры компании SpaceX. Уже несколько лет для посадки первых ступеней ракет Falcon9 она использует две морские платформы длиной 100 и шириной 50 метров. В начале декабря компания SpaceX провела первое высотное испытание своего прототипа корабля Starship – SТ8. Американские СМИ назвали это испытание эпическим, феерическим и большим шагом на пути человечества к Марсу. Как и планировалось, по достижении высоты 12,5 км Starship отключил двигатели и начал свободное падение на землю. Разогнавшись, корабль должен был совершить подскок с переворотом, получив вертикальную ориентацию при помощи двигателей, и плавно приземлиться. К восторгу зрителей и экспертов корабль смог совершить почти все этапы испытания, кроме последнего – при посадке корабль не смог полностью погасить скорость и взорвался на заданной площадке спустя 6 минут 42 секунды после старта. На днях компания планирует испытать последний новейший прототип корабля – SN9. Павел Котляр Источник: *** 28.01.2021 В НПО Энергомаш прошли испытания двигателей РД-171МВ и РД-191 В научно-испытательном комплексе Научно-производственного объединения "Энергомаш" имени академика В.П. Глушко (входит в состав Госкорпорации "Роскосмос") проведены огневые испытания жидкостного ракетного двигателя РД-171МВ, предназначенного для перспективной ракеты-носителя среднего класса "Союз-5". Программа испытаний выполнена в полном объеме. Испытания прошли в штатном режиме. РД-171МВ - модернизированная версия базового двигателя РД-170/171, разработанного НПО Энергомаш в 1976-1986 гг. Модернизированный двигатель уже признан самым мощным в мире: при массе в 10 тонн - его тяга превышает 800 тонн. Вместе с этим успешно и в полном объеме проведены огневые испытания ракетного двигателя РД-191, разработанного и производимого НПО Энергомаш для российской ракеты-носителя семейства "Ангара". Источник: *** |
|
12.02.2021 В "Роскосмосе" снизили стоимость ракеты на замену украинскому "Зениту" МОСКВА, 12 фев - РИА Новости. Ожидаемая стоимость пуска новой ракеты-носителя среднего класса "Союз-5", призванной заменить украинский "Зенит", составит от 50 до 55 миллионов долларов, заявил директор по сотрудничеству с Казахстаном в Центре эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры (предприятие "Роскосмоса") Алексей Останин. В ноябре 2018 года в видео, опубликованном в Twitter генеральным директором "Роскосмоса" Дмитрием Рогозиным, сообщалось о стоимости пуска "Союза-5" в 60 миллионов долларов. "Отличительными особенностями нового комплекса являются его... рыночная привлекательность (стоимость пуска в пределах 50–55 миллионов долларов)", - приводятся слова Останина в газете "Космодромы России", выпускаемой предприятием. Разработка ракеты среднего класса "Союз-5" взамен производимой на Украине ракеты "Зенит" началась в 2016 году. На первой ступени "Союза-5" планируется использовать двигатель РД-171МВ – модернизированный двигатель от первой ступени ракеты "Зенит", на второй – РД-0124МС – модернизированный двигатель от третьей ступени ракеты "Союз-2.1б" вместо производившегося на Украине двигателя РД-120 для "Зенита". В июле 2018 года "Роскосмос" заключил контракт с РКК "Энергия" (головной разработчик ракеты "Союз-5") на 61,2 миллиарда рублей на создание и испытание ракеты "Союз-5". В рамках летных испытаний в 2023-2025 годах с космодрома Байконур предполагается выполнить три пуска "Союза-5". На первой ракете в четвертом квартале 2023 года должны запустить макет космического аппарата. После окончания летных испытаний до 2036 года планируется осуществлять не менее двух пусков "Союза-5" в год. Изготавливать ракету будет РКЦ "Прогресс". Реализация совместного российско-казахстанского проекта "Байтерек" по пускам "Союзов-5" с Байконура оценивается в 916 миллионов долларов. Источник: *** 18.02.2021 ЕВГЕНИЙ ЕЛИН ВОЗГЛАВИТ КОСМИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ S7 GROUP С 1 марта 2021 года, по приглашению акционеров S7 Group, Евгений Елин возьмет на себя руководство космическим направлением холдинга. В новой роли Евгений Елин займется развитием проекта ракетно-космического комплекса "Морской старт", который весной 2020 года был успешно перебазирован из США в порт временного базирования на Дальнем Востоке. До 28 февраля 2021 года Евгений Елин занимает пост вице-губернатора Санкт-Петербурга по экономике. Ранее, наряду с другими проектами, он курировал федеральную космическую программу в лице заместителя министра экономического развития РФ, был членом комитета по стратегическому планированию Роскосмоса, также работал советником генерального директора - председателя правления ОАО "РЖД" и занимался развитием транспортных систем. S7 Group - крупнейший частный авиационный и космический холдинг России, объединяющий компании, осуществляющие деятельность в сфере авиаперевозок, технического обслуживания воздушных судов, разработки и внедрения современного программного обеспечения, а также в области использования космического пространства. Источник: *** 24.02.2021 В Воронеже проведено огневое испытание камеры двигателя РД-0124МС В Воронежском центре ракетного двигателестроения (входит в интегрированную структуру ракетного двигателестроения, возглавляемую НПО Энергомаш Госкорпорации "Роскосмос") успешно проведено первое огневое испытание штатной камеры ракетного двигателя РД-0124МС, создаваемого на предприятии для использования на второй ступени перспективной отечественной ракеты-носителя "Союз-5". Камера произведена с применением узлов, изготовленных методом новых технологий, открывающих большие возможности снижения трудоемкости, повышения производительности труда и качества изготовления продукции в ракетном двигателестроении. В ходе испытания было проведено одно включение длительностью 50 секунд на номинальном режиме тяги. Программа испытания выполнена в полном объеме. Директор Конструкторского бюро химавтоматики Сергей Ковалев: "Прошедшее испытание ознаменовало собой начало наземной огневой отработки нового двигателя РД-0124МС и его агрегатов. С первой попытки мы получили положительный результат и достигли намеченных целей по отработке камеры. Это подтверждает верность заложенных конструкторских решений, эффективность внедряемых новых технологий, а также общую готовность стендовой базы предприятия к продолжению работ по данной теме". Главный конструктор предприятия Виктор Горохов: "В течение ближайших месяцев на камере, прошедшей испытание, будут проведены еще несколько огневых пусков для сбора и анализа необходимых нам экспериментальных данных. Параллельно идет подготовка к доводочным испытаниям двигателя в полной комплектации и к огневым стендовым испытаниям изделия в составе блока второй ступени ракеты-носителя". Ракетный двигатель РД-0124МС с тягой в пустоте 60 тонн работает на компонентах топлива "жидкий кислород + нафтил" и предназначен для использования в составе второй ступени ракеты "Союз-5". Он состоит из двух блоков, расположенных на общей раме, а в состав каждого из блоков входят по две камеры. Двигатель обеспечивает качание камер в двух плоскостях, а также работу при выключении одного из блоков, в том числе на пониженном режиме тяги. Источник: *** |
|
01.03.2021 Заседание Совета Главных конструкторов по созданию КРК "Союз-5" В Ракетно-космическом центре "Прогресс" (входит в состав Госкорпорации "Роскосмос") 25 и 26 февраля 2021 года состоялось заседание Совета Главных конструкторов, на котором рассматривались вопросы по созданию космического ракетного комплекса "Союз-5". В работе Совета главных конструкторов под председательством генерального директора РКЦ "Прогресс" Дмитрия Баранова и заместителя генерального директора Госкорпорации "Роскосмос" по ракетостроению, эксплуатации НКИ, обеспечения качества и надежности Александра Лопатина приняли участие представители Ракетно-космической корпорации "Энергия" имени С.П. Королева, Научно-производственного объединения имени С.П. Лавочкина, Научно-производственного объединения автоматики имени академика Н. А. Семихатова, Российских космических систем, Научно-производственного объединения "Энергомаш" имени академика В.П. Глушко, Конструкторского бюро химавтоматики, Научно-производственного центра автоматики и приборостроения имени академика Н.А. Пилюгина, Центра эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры, а также других предприятий и головных институтов ракетно-космической отрасли. Всего более 20 организаций-участников проекта. Дмитрий Баранов представил доклад о выполнении поручений Совета главных конструкторов по данной теме, который проходил в ноябре 2020 года, и доложил о ходе работ по созданию нового космического ракетного комплекса (КРК) "Союз-5". В докладе генеральный директор РКЦ "Прогресс" представил характеристики ракеты-носителя "Союз-5", предложил к обсуждению изменение схемы деления КРК "Союз-5". Участников Совета Главных конструкторов ознакомили с генеральным графиком создания КРК и сквозным графиком работ по изготовлению ракеты "Союз-5". В докладе РКЦ "Прогресс" отражено состояние дел по разработке опытных образцов и их экспериментальной отработке, работ по применению сплава 1580 при создании ракеты, кроме этого представлен ход работ по организации участков производства нового носителя и изготовлению опытных образцов, порядке финансирования предприятий кооперации. С докладами от партнеров-соисполнителей по проекту также выступили руководители из РКК "Энергия", НПО Энергомаш, КБХА, НПО автоматики и других предприятий кооперации. "Встречаемся на нашей площадке в РКЦ "Прогресс" - есть необходимость обсудить важные вопросы в рамках работы по созданию нового космического ракетного комплекса "Союз-5", - говорит Дмитрий Баранов. - Проблемные вопросы всегда эффективно решать в рамках таких Советов главных конструкторов. На сегодняшнем совещании приняты конкретные совместные решения. Перед нами стоит серьезная государственная задача, мы готовы решить ее в установленные сроки". В ходе работы Совета главных конструкторов было подписано решение, определяющее дальнейшую работу по реализации проекта: утвержден генеральный график создания космического ракетного комплекса "Союз-5" и определены поручения предприятиям Госкорпорации "Роскосмос". Источник: *** 31.03.2021 Завершен цикл огневых испытаний первого двигателя РД-171МВ В конце марта 2021 года в научно-испытательном комплексе Научно-производственного объединения "Энергомаш" имени академика В.П. Глушко (входит в состав Госкорпорации "Роскосмос") завершился цикл огневых испытаний первого доводочного жидкостного ракетного двигателя РД-171МВ. Все восемь огневых испытаний, проводившихся на протяжении трех месяцев, прошли успешно, подтвердив работоспособность двигателя и правильность выбранных конструкторско-технологических решений. Генеральный директор НПО Энергомаш Игорь Арбузов поздравил коллектив предприятия с завершением огневых испытаний, отметив, что проделанная работа - это заслуга и оценка результата труда всего коллектива, поскольку создание двигателя и его дальнейшая работа полностью зависит от уровня конструкторских и технологических решений, а также от качества выполнения работ, связанных с созданием двигателя. "Теперь, по результатам, можно сказать - да, двигатель состоялся!" - добавил Игорь Арбузов. Главный конструктор НПО Энергомаш Петр Левочкин подчеркнул, что проведенные огневые испытания в очередной раз показали способность коллектива предприятия создавать самые совершенные в мире двигатели. "Мы - молодцы!" - сказал Петр Левочкин. "Дальше необходимо постоянно думать о качестве, на каждом рабочем месте: будь то конструктор, инженер, технолог, испытатель, или рабочий. Двигатель и дальше должен работать так же, как он показал себя сейчас". Следующий этапом работ станет поставка двигателя РД-171МВ в Ракетно-космический центр "Прогресс" (г. Самара, входит в состав Госкорпорации "Роскосмос") для проведения целого ряда испытаний в составе первой ступени перспективной ракеты-носителя "Союз-5". Источник: *** 10.04.2021 ЦЭНКИ занялся
проработкой облика наземной
инфраструктуры Москва. 10 апреля. ИНТЕРФАКС - Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры (ЦЭНКИ) предварительно проработал облик наземной инфраструктуры, необходимой для функционирования космодрома "Морской старт". "Специалистами АО "ЦЭНКИ" выполнены предварительные наработки по облику берегового сегмента, необходимого для функционирования космодрома "Морской старт", - сказал гендиректор ЦЭНКИ Руслан Мухамеджанов в субботу в программе "Большой космос" канала "Роскосмос-ТВ". В 2018 году платформу "Морской старт" приобрела S7 Group. В собственность холдинга перешли корабль Sea Launch Commander, платформа Odyssey с установленным на них оборудованием ракетного сегмента, наземное оборудование в базовом порту Лонг-Бич (США) и интеллектуальные права, принадлежащие компании Sea Launch, включая товарный знак. Для запуска с космодрома планируется создать ракету-носитель "Союз-7". В июле 2020 года глава "Роскосмоса" Дмитрий Рогозин сообщил, что госкорпорация разработает ракету-носитель для запусков с Sea Launch на базе ракеты "Союз-5", которая будет готова к 2023 году. По его словам, специалисты госкорпорации исследовали "Морской старт", побывали на командном судне и пусковой платформе "Одиссей", убедились в их удовлетворительном состоянии. 12 сентября 2020 года Рогозин заявил, что рассчитывает на начало модернизации плавучей ракетной пусковой платформы "Морской старт" через два месяца. 25 августа того же год вице-премьер РФ Юрий Борисов сказал, что платформа "Морской старт" может быть полностью восстановлена на рубеже 2023-2024 гг. "Это и восстановление самого "Морского старта", и создание нового носителя "Союз-5", и создание самого оператора. Если все эти компоненты сойдутся, я думаю, что на рубеже 2023-2024 года мы получим новый плавучий космодром и сумеем осуществлять конкурентоспособные запуски", - заявил Борисов. По словам вице-премьера, на восстановление комплекса уйдет около 30-35 млрд рублей. "Государство будет участвовать через пакет своих государственных корпораций. Напрямую государство, возможно, не будет там участвовать. Это пакеты, которые будут поделены между "Роскосмосом", "Росатомом" и S7", - отметил вице-премьер. Источник: *** 27.04.2021 В Воронеже завершен цикл испытаний камеры двигателя РД-0124МС В Воронежском центре ракетного двигателестроения (входит в интегрированную структуру ракетного двигателестроения, возглавляемую Научно-производственным объединением "Энергомаш" имени академика В.П. Глушко Госкорпорации "Роскосмос") успешно завершен цикл огневых испытаний штатной камеры жидкостного ракетного двигателя РД-0124МС, создаваемого на предприятии для использования на второй ступени перспективной отечественной ракеты-носителя "Союз-5". Проведенные испытания подтвердили работоспособность и характеристики камеры на режимах, указанных в техническом задании. Это позволяет предприятию перейти к следующим шагам: проведению испытаний камеры двигателя с высотным соплом в высотных условиях, а также изготовлению доводочных двигателей для наземной огневой отработки. Ракетный двигатель РД-0124МС с тягой в пустоте 60 тонн работает на компонентах топлива "жидкий кислород + нафтил" и предназначен для использования в составе второй ступени ракеты-носителя "Союз-5". Он состоит из двух блоков, расположенных на общей раме, а в состав каждого из блоков входят по две камеры. Двигатель обеспечивает качание камер в двух плоскостях, а также работу при выключении одного из блоков, в том числе на пониженном режиме тяги. Источник: *** |
|
26.04.2021 SpaceX
заключает сделку с портом Лонг-Бич
После заключения сделки об аренде помещения в порту Лос-Анджелеса и последующего отказа от этого плана - дважды - SpaceX предлагает новую сделку: использовать прибрежный объект в порту Лонг-Бич для восстановления своих ракетных ускорителей. Согласно заявлению порта Лонг-Бич, в понедельник Совет уполномоченных по гавани Лонг-Бич одобрил использование компанией Хоторна морского терминала площадью 6,5 акра. Площадка будет использоваться для стыковки судов, которые переправляют бывшие в употреблении ракетные ускорители первой ступени SpaceX на берег и выгрузки оборудования. SpaceX собирается занять место в субботу. Ранее это место использовалось в течение двух десятилетий компанией Sea Launch, запускающей спутники, которая запускала ракеты в космос с модифицированной плавучей нефтяной вышки в Тихом океане. Позже Sea Launch была приобретена российской фирмой, и ее территория в порту Лонг-Бич пустовала более года, сообщает порт. До "Морского старта" это место было комплексом ВМС США. Лонг-Бич имеет долгую и легендарную историю аэрокосмических работ, и SpaceX, возглавляемая Илоном Маском, готова присоединиться к ряду новых космических компаний, работающих в городе. Los Angeles Times, Google-переводчик Источник: *** 01.06.2021 SpaceX строит два плавучих космодрома, один из них начнет работу в следующем году 31 мая 2021 года глава SpaceX Илон Маск подтвердил в Twitter, что компания строит космодром Деймос в океане для запуска многоразового космического корабля Starship в 2022 году. Плавучая конструкция основана на базе бывшей нефтяной платформы, которых SpaceX выкупила две штуки за $3,5 млн каждую и занимается сейчас их переоборудованием. Второй космодром называется Фобос и также находится у побережья Техаса. Новые коcмопорты SpaceX названы в честь лун Марса. SpaceX будет использовать плавучие космодромы для ракет сверхтяжелого класса для Марса, Луны и гиперзвуковых путешествий вокруг Земли. Первые испытательные полеты с таких специальных плавучих площадок SpaceX начнет проводить в 2022-2023 годах. Компания собирается выполнить большой объем тестов перед стартом внутренних земных пассажирских рейсов. По словам SpaceX, полноценные версии корабля Starship будут иметь "частные каюты, большие общие зоны, централизованное хранилище, убежища от солнечных штормов и смотровую галерею". Каждый из них сможет вместить до 100 пассажиров и членов экипажа. В планах SpaceX строить такие плавучие космодромы в океане вблизи крупных городов мира для быстрых путешествий, например, такой полет из Пекина в Нью-Йорк займет всего 30 минут. По поводу аналогов таких платформ Маск пояснил, что хоть и ранее были подобные разработки, например, ракета-носитель "Зенит" и компания "Морской старт", но SpaceX планирует проектировать и создавать плавучие платформы, которые будут поддерживать систему возвращения и посадки сверхтяжелых ракет, а не только их запуск. Пользователи портала Reddit предположили, что безопасность запуска и посадки сверхтяжелых ракет требует закрытого и отдаленного стартового комплекса, так как старт полностью заправленного Starship или Superheavy будет эквивалентен небольшому ядерному взрыву, который должны выдержать как стартовая площадка, так и инженерные системы. Тем более, что на мысе Канаверал в штате Флорида хоть и можно будет выполнять такие старты, но это потребует дополнительной модернизации там одного из стартовых комплексов. Поэтому SpaceX намного проще использовать свои разработки и для стартовых и посадочных платформ, которые еще будут очень долго тестироваться перед реальными стартами с пассажирами. 6 мая 2021 года SpaceX успешно протестировала прототип Starship SN15 в экспериментальном полете на высоту 10 км. После выполнения всех элементов он успешно впервые приземлился без аварии. Испытания проводились на полигоне компании в Бока-Чика на юго-востоке штата Техас. В конце мая SpaceX подготовила Starship SN16 для новых испытаний. В июне 2020 года SpaceX опубликовала описание нескольких новых технических вакансий. Компания искала высококвалифицированных инженеров-энтузиастов для проектирования и строительства плавучего космодрома. С него SpaceX планирует запускать сверхтяжелые ракеты-носители (SHLLV), в том числе Starship, для полетов на Луну и Марс, а также перемещения пассажиров и груза на гиперзвуковой скорости на Земле. Источник: *** 07.06.2021 Рогозин рассказал, на каких условиях США передали России "Морской старт" МОСКВА, 7 июн - РИА Новости. США согласились передать России ракетно-космический комплекс "Морской старт" при условии, что он не будет конкурировать с американской компанией SpaceX Илона Маска, заявил генеральный директор "Роскосмоса" Дмитрий Рогозин. "Были введены конкретные жесткие ограничения при подписании этого контракта на передачу российской компании (S7 - ред.) двух судов "Морского старта" - обязательство, что мы не имеем право использовать этот "Морской старт" в конкуренции с Илоном Маском", - сказал он в ходе парламентских слушаний в Госдуме. "Нормально? То есть правительство США, правительственные юристы выступают в качестве клиента, по сути дела, частной компании (SpaceX - ред.). А может она не частная компания в таком случае, если с помощью государственных санкций нам ограничивают возможность конкуренции со SpaceX?", - добавил Рогозин. Источник: *** 28.06.2021 Заседание Совета Главных конструкторов по созданию КРК "Союз-5" В Ракетно-космическом центре "Прогресс" (г. Самара, входит в состав Госкорпорации "Роскосмос") состоялось заседание Совета Главных конструкторов, на котором рассматривались вопросы по созданию космического ракетного комплекса "Союз-5". В работе Совета под председательством генерального директора РКЦ "Прогресс" Дмитрия Баранова и заместителя генерального директора Госкорпорации "Роскосмос" по ракетостроению, эксплуатации НКИ, обеспечения качества и надежности Александра Лопатина приняли участие представители РКК "Энергия" имени С.П. Королева, НПО имени С.А. Лавочкина, НПО автоматики имени академика Н.А. Семихатова, РКС, НПО Энергомаш имени академика В.П. Глушко, КБХА, ЦЭНКИ (все входят в периметр Госкорпорации "Роскосмос"), а также других предприятий и головных институтов ракетно-космической отрасли. Основной целью заседания Совета было решение организационных вопросов по подготовке и сдаче эскизного проекта на космический ракетный комплекс "Союз-5" государственному заказчику - Госкорпорации "Роскосмос". В 2020 году в состав комплекса были введены новые составные части: два типа головных обтекателей диаметром 5,2 и 4,11 м, разгонный блок "Фрегат-СБУ", а также некоторые другие системы и оборудование. С докладами, отражающими состояние дел по разработке новых составных частей комплекса, выступили руководители РКК "Энергия", НПО Лавочкина, ЦЭНКИ и РКС. Источник: *** 16.07.2021 Космический проект S7 Group докапитализирован на 5,8 млрд рублей Уставный капитал ООО "Космический центр "Морской старт"" (Приморский край), обслуживающего одноименный плавучий космодром S7 Group, увеличен с 1 млн руб. до примерно 5,84 млрд руб., следует из данных "СПАРК-Интерфакс". Изменение внесено в ЕГРЮЛ с 15 июля. Единственным акционером по прежнему указано входящее в S7 Group АО "Авиакомпания “Сибирь”". [...] Источник: *** 20.07.2021 Владелец раскрыл затраты на содержание комплекса "Морской старт" МОСКВА, 20 июл - РИА Новости. Содержание ракетно-космического комплекса "Морской старт" на стоянке в Приморье обходится более чем в 1 миллион долларов в месяц, сообщил РИА Новости генеральный директор компании-владельца комплекса - "С7 Космические транспортные системы" ("дочка" авиакомпании S7) Евгений Елин. "Мы тратим большие деньги - это больше миллиона долларов в месяц уходит. Это надо содержать, это сложные, особо опасные объекты. Мы содержим команды, мы платим за стоянку, мы платим за инженерное обеспечение. Это достаточно большие затраты, притом берем мы это все из авиакомпании", - сказал он. [...] Источник: *** 22.09.2021 Дмитрий Рогозин
заявил, Будущее плавучего космодрома "Морской старт" должно быть определено в ближайшее время. Об этом сообщил гендиректор Роскосмоса Дмитрий Рогозин во вторник в ходе научно-практической конференции "Орбита молодежи". "Скоро судьба морского
старта будет определена
окончательно", - сказал
Рогозин. [...] Источник: *** |
|
09.10.2021 Семь лет, а пусков нет Закончено расследование уголовного дела о злоупотреблениях с "Морским стартом" Как стало известно “Ъ”, Следственный комитет России (СКР) завершил семилетнее расследование махинаций при покупке платформы проекта "Морской старт". Единственным обвиняемым оказался многолетний руководитель РКК "Энергия" Виталий Лопота. Он, по мнению следствия, незаконно направил на погашение долгов участников "Морского старта", покупку оборудования и другие цели 9 млрд руб. Экс-руководитель "Энергии" вину не признает, а амбициозный космический проект так и не был реанимирован новыми владельцами - за последние семь лет с платформы не запустили ни одной ракеты. О том, что предварительное следствие по так называемому делу "Морского старта" закончено, “Ъ” сообщил адвокат Виталия Лопоты Вахтанг Федоров. Как отметил защитник, уже несколько недель он и его клиент, который является единственным обвиняемым, внимательно знакомятся с материалами следствия в рамках ст. 217 Уголовно-процессуального кодекса. "Следствие не ограничивает нас во времени",- подчеркнул господин Федоров, полагающий, что ознакомление займет еще несколько месяцев. Всего в деле порядка 200 томов, большинство из которых составляет различная финансовая документация, связанная с покупкой акций иностранных компаний - прежних владельцев "Морского старта", расчетами с их кредиторами, покупкой оборудования и т. д. Все эти операции, уверено следствие, проводились за счет средств, не предназначенных для подобных целей и без согласования этих расходов. По данным “Ъ”, сделки, которые легли в основу обвинения, оплачивались деньгами, выделенными лишь на погашение обязательств РКК "Энергия" в рамках этого проекта. Действия господина Лопоты, который находится под подпиской о невыезде и надлежащем поведении, квалифицированы главным следственным управлением СКР как злоупотребление полномочиями, повлекшее тяжкие последствия (ч. 2 ст. 201 УК). Ущерб от действий многолетнего главы РКК "Энергия" (господин Лопота возглавлял предприятие с 2007 по 2014 год) следствие оценивает в 9 млрд руб. Впрочем, с обвинением бывший гендиректор не согласен, полагая, что все его решения были в рамках закона, подчеркнул его защитник. Как ранее уже сообщал “Ъ”, расследованием махинаций при покупке "Морского старта" СКР занимается с 14 апреля 2014 года. В основу дела легли оперативные данные ФСБ и выводы проверки сделок и расчетов по ним, проведенные сотрудниками "Роскосмоса". Причем аудит госкорпорации, по данным “Ъ”, также базируется на оперативных материалах чекистов. За семь лет расследования сумма ущерба выросла с первоначальных 41 млн руб. до 9 млрд руб. Иск на такую сумму РКК "Энергия", признанная потерпевшей стороной, в рамках уголовного дела заявила к господину Лопоте. Для пожилого ученого она явно является неподъемной. Впрочем, учитывая давность вменяемого преступления, у господина Лопоты есть шанс, что его уголовное преследование прекратят в суде за истечением срока давности. Однако это не избавит его от имущественных претензий. Следует отметить, что проект "Морской старт", который создавался с участием РКК "Энергия", оказался полностью провальным. Расчеты на то, что запуски с платформы морского базирования при помощи дешевых российско-украинских ракет "Зенит-3SL" резко снизят их себестоимость и привлекут к ним внимание в первую очередь телекоммуникационных компаний, не оправдались. Еще в 2009 году у оператора проекта, компании Sea Launch, долг достиг $1 млрд и она подала заявление о банкротстве. Однако в 2010 году РКК "Энергия" купила 95% акций оператора "Морского старта" через свою "дочку" Energia Overseas Ltd. Остальные акции распределились между другими участниками проекта - Boeing (3%) и Aker (2%). Пуски возобновились в 2011 году, однако финансовая ситуация лучше не стала. Стоимость каждого запуска превышала $80 млн, а долги нового владельца составляли, по разным оценкам, от $300 млн до $500 млн. Ситуация осложнялась тем, что уже в 2014 году днепропетровскому "Южмашу", где изготовлялись носители, украинские власти запретили поставлять для проекта ракеты, а неудачное расположение (запуски проводились в экваториальных водах Тихого океана) не позволяло загружать платформу военными заказами. В итоге при рентабельности проекта при шести запусках в год с платформы производилось не более одного-двух. Проект был законсервирован, а сама платформа доставлена в Россию, где ее новым владельцем стало подразделение S7. Глава "Роскосмоса" Дмитрий Рогозин обещал возобновить запуски с воды, однако пока этого не произошло. Владислав Трифонов Источник: *** 16.11.2021 Заседание Совета Главных конструкторов по созданию КРК "Союз-5" В Ракетно-космическом центре "Прогресс" (г. Самара, входит в состав Госкорпорации "Роскосмос") состоялось заседание Совета Главных конструкторов, на котором рассматривались вопросы по созданию космического ракетного комплекса (КРК) "Союз-5". В работе Совета главных конструкторов под председательством генерального директора РКЦ "Прогресс" - главного конструктора КРК "Союз-5" Дмитрия Баранова и заместителя генерального директора Госкорпорации "Роскосмос" по ракетостроению, эксплуатации НКИ, обеспечения качества и надежности Александра Лопатина приняли участие представители РКК "Энергия", НПО автоматики, НПО Энергомаш, КБХА, НИЦ РКП, НПО Лавочкина, РКС, ЦЭНКИ, а также других предприятий и головных институтов ракетно-космической отрасли. На заседании Совета были рассмотрены организационные вопросы сдачи эскизного проекта на космический ракетный комплекс государственному заказчику - Госкорпорации "Роскосмос". Генеральный директор РКЦ "Прогресс" представил доклад о ходе работ по созданию ракеты-носителя "Союз-5". РКЦ "Прогресс" ведет изготовление топливных баков первой ступени ракеты, трубопроводов, пневмогидравлических агрегатов для наземной экспериментальной отработки изделия. Завершены статические испытания опытных образцов бака окислителя в подтверждение прочности блока первой ступени ракеты-носителя, предназначенной для стендовых испытаний. Проведены огневые испытания доводочного двигателя РД-171МВ на стенде НПО Энергомаш, продолжаются огневые испытания двигателя РД-0124МС в КБХА. С докладами также выступили руководители РКК "Энергия", НПО автоматики, НПО Энергомаш, КБХА, НПО Лавочкина, ЦЭНКИ и других предприятий-разработчиков космического ракетного комплекса "Союз-5" и его составных частей. Совет Главных конструкторов принял решения, направленные на обеспечение сдачи эскизного проекта на КРК "Союз-5" в текущем году. Источник: *** 09.12.2021 Из интервью Первого зампреда коллегии ВПК Андрея Ельчанинова [...] - Морские платформы сейчас становятся целыми космодромами. Что с нашим "Морским стартом"? - На совещании у президента по развитию космической отрасли обращено внимание Роскосмоса на необходимость сформировать модель применения "Морского старта" с тем, чтобы оценить финансовые и технические риски. Идея имеет право на жизнь, экономика старта с этих широт показывает, что есть потенциальный денежный эффект. Роскосмос проводит анализ возможности применения "Морского старта" для реализации Федеральной космической программы и коммерческих пусков с владельцем комплекса. Здесь стоит вопрос дооборудования этих двух судов и модернизации наземной инфраструктуры. - Эксперты же уже оценивали состояние комплекса и подсчитывали примерные объемы вложений? - В 2020 году такая работа проводилась с привлечением большого числа специалистов из разных ведомств. Установлено, что суда находятся в удовлетворительном техническом состоянии и после ремонта могут быть введены в эксплуатацию. Стоимость ремонтных работ - порядка 1,2 млрд рублей при сроках в 6-8 месяцев. Плюс наземная инфраструктура. - А какую ракету-носитель эксперты предлагают использовать? - Проект может быть реализован с использованием РН "Союз-5МС", которая создается РКЦ "Прогресс". Это позволит обеспечить, по предварительным оценкам, выведение с экватора на переходную орбиту полезной нагрузки массой до 5 тонн без разгонного блока и до 7,75 тонн с разгонным блоком. Стоимость запуска может составить до 44 млн долларов и до 57 млн долларов соответственно. Конечно, показатели будут уточнены при эскизном проектировании, но должны быть сопоставимы по стоимости с запусками "Фалькон-9" Илона Маска. - В общей сложности, сколько потребуется вложить в этот проект? - Предварительная стоимость проекта модернизации РКК "Морской старт" с созданием соответствующей береговой инфраструктуры оценивается в 37-47 млрд рублей, в зависимости от выбора порта базирования. Примерный срок окупаемости, по мнению экспертов, около 15 лет, с дальнейшим расширением линейки средств выведения. Возможные порты базирования - это бухта Улисс, бухта Большой Камень, бухта Нерпа или новый порт, который в перспективе появится на Дальнем Востоке. Сейчас комплекс находится в порту Славянка Приморского края. [...] Источник: *** 15.12.2021 Из интервью главы "Роскосмоса" Дмитрия Рогозина [...] - А что будет с проектом "Морской старт"? - Я считаю необходимым сохранить этот ракетно-космический комплекс. Для этого Роскосмосом, ЗАО "Группа компаний С7", Росатомом и заинтересованными федеральными органами исполнительной власти проводится работа по определению оптимального способа реализации данного проекта. [...] Источники: |
***
Главная | О сайте | English | E-mail | Карта